Небольшой ликбез по платным дорогам Испании
Начинается сезон отпусков, некоторые из читателей этого сайта наверняка отправятся покататься по Европе и, возможно, непосредственно по Испании, поэтому я по просьбе некоторых таких читателей написал небольшую статью об особенностях платных дорог в Испании, но это также, с небольшими изменениями, годится и для платных дорог Франции, Италии и некоторых других европейских стран.
Дороги Испании подразделяются на бесплатные (Autovia) и платные (Autopista). О приближении к платной дороге на дорожных указателях всегда сообщают надписью Peaje, заключенной в красный кружок. Платная дорога - всегда в несколько рядов, там нет светофоров и переездов, ограничение скорости - 120 км/ч. При этом радары там очень мало где установлены, о них предупреждают знаками, так что реально по скоростным трассам многие водители ездят со скоростью 140-150 км/ч.
Оплата этих дорог бывает двух видов: или с вас сразу берут деньги за оплату следующего участка, или вам выдают специальный чек, который надо будет вставить в автомат при съезде с платной трассы, и там вам напишут, сколько нужно платить. Имейте в виду, что с этим чеком можно прокататься достаточно долго, если трасса длинная и вы с нее не съезжаете. Но не надейтесь, что о вас забыли: при съезде обязательно посчитают за все и сумма там может оказаться достаточно солидная. В Испании я с таким не сталкивался, а во Франции пришлось: я ехал из Испании на Бургундию, на въезде во Францию взял талончик и потом с ним так и ехал часов семь. Когда съезжал с трассы, то насчитали 64 евро.
Подъезжая к пункту оплаты, внимательно следите за тем, где какие виды оплаты принимаются. Если над пунктом оплаты висит только буква T или надпись Telepeaje (она же Via-T) - туда соваться нельзя, это оплата транспондером, который висит на стекле машины. В Испании такой транспондер заказывается в банке и в личном кабинете выглядит как кредитная карта.
Надпись Automático и изображение пластиковой карты - здесь оплата только картой. И имейте в виду, что с этими картами бывают разные заскоки. Например, в Испании у меня кроме испанских без проблем работали и российские карты, а во Франции испанская дебетовка не прокатывала, но российская кредитка прокатывала.
Ну и надпись Manual и изображение монеток показывают, что здесь можно заплатить и наличными, и картой. Внимание - даже когда только Manual, то картой там всегда можно оплатить: вы ее даете для оплаты сотруднику пункта.
Нередко бывает так, что над каким-то коридорчиком могут висеть все значки - T, карта и монетки. Это означает, что допустимы любые виды оплат. Однако если вы собираетесь платить картой, то лучше искать коридоры с изображением карты без монеток - там просто очередь будет меньше, потому что самые длинные очереди собираются там, где принимают наличные.
Вот, например, на фото ниже слева направо: оплата картой, два пункта только для транспондера (автоматической оплаты), один пункт тоже для карт (надпись targetes на каталанском, она же tarjetes на испанском; почему здесь надпись, а не картинка - а потому что этот пункт могут переключать и так и так - только для транспондера или только для карт), два последних - карты.
Также в некоторых местах встречается вариант Pago Exacto - это оплата без сдачи: оплату монетами, проезжая, кидают в специальную корзину.
В некоторых местах над какими-то проездами может встречаться значок "3+" - это означает, что если в проезжающей машине будет от трех человек, то будет скидка по оплате. Туда можно заезжать с любым количеством людей в машине, просто если будет меньше трех человек, то скидки не будет.
Где больше всего платных дорог в Испании? Ответ простой - в Каталониии. Я объездил почти всю Испанию, такого количества платных дорог, как в Каталонии, больше нет нигде. По статистике, в Каталонии 633 километра платных магистралей. Для сравнения, в Валенсии их 367 километров, а в Астурии платных всего 22 километра.
Вот карта всех платных дорог Испании.
Подробные тарифы на каждый участок можно посмотреть здесь (исп.).
Ну и вот еще табличка, по которой можно составить впечатление об уровне цен.
Еще в Испании есть несколько платных туннелей. Один из них - Туннель дель Кади в каталонских Пиренеях. Его протяженность - более пяти километров. Для обычных легковых автомобилей цена проезда - €12. Если вы едете, например, из Барселоны или Жироны в Андорру, то этот тоннель будет у вас на пути. Объехать, конечно, можно, но это по горам и времени придется потратить немало.
Еще один платный туннель - тоже в Каталонии: это туннель Валвидрера. Там стоимость порядка 4 евро.
Теперь ответим на вопрос, насколько платные дороги могут ускорить ваши передвижения и можно ли пытаться их объехать.
Здесь все зависит от расстояний. Например, доехать от Барселоны до Бланеса можно по платной автотрассе (там три пункта, все вместе порядка €5), а можно по национальному шоссе N-II, которое идет вдоль берега. На N-II везде по дороге городки и светофоры, а по платной едешь пулей. Тем не менее разница по времени составит порядка 15-20 минут. Имеет ли смысл объезжать скоростную платную трассу ради 15-20 минут, каждый для себя решает сам.
Что же касается дальних направлений, то там использование платных скоростных дорог может заметно сэкономить время. Например, поездка из Барселоны в Валенсию по платным дорогам - 3 часа 43 минуты. А по бесплатным - 4 часа 51 минута. Здесь экономия получается очень существенная.
Сколько времени вы потеряете, если будете объезжать платные трассы, легко проверить в программе навигации. Сначала проложите маршрут с использованием платных трасс, а потом выставьте опцию "Избегать платные трассы" и посмотрите, на сколько времени увеличится проезд.
Из неадекватно высоких цен на платные трассы я знаю только один участок - это шоссе C-16, которое начинается как раз после платного тоннеля Валвидрера. Эта трасса ведет на север в сторону Монтсеррата, Кардоны и так далее, на нее часто выводят навигаторы. Так вот, туда лучше не соваться, потому что сначала вы заплатите за проезд по тоннелю, а потом на C-16 пункты оплаты будут довольно часто и суммы там почему-то очень высокие - по 5-7 евро (обычно 1,5-2,5 евро). Я в итоге там за поездку в сторону Монтсеррата заплатил как-то порядка 23 евро - и больше туда не совался, тем более что объездов есть как минимум три варианта и времени на этом теряешь буквально 15-20 минут.
И если ехать на машине с российскими номерами, то штрафы за парковку и нарушение скоростного режима не приходят, лишь бы не нарваться только на полицию с радаром, тогда обилетят на месте, но это вообще редкость там.
И если полиции за шлагбаумом нет на платной дороге, то можно тоже бесплатно проскочить— если вдруг кто то совсем без денег остался.
Если что, я ни разу не нарушал, друзья рассказывали )
А С-32 в Гаррафе проезд около 7,5Е без скидки ...
По комментам там лидировал ViaMichelin, попробовали — ни о чём, даже разную стоимость бензина для разных стран не даёт вводить (и зачем вообще вводить, неужели до сих пор нет софта, который такое автоматом прикидывает?) И на несколько дней не разобьёшь для долгой поездки. Или там всё это есть, а это мы криворукие и не нашли? 😄
Было бы здорово почитать статью на эту тему.
Словацкие патрули проверяют весьма активно.
Я их оба раза, когда меня патрульная машина останавливала, разочаровал: у меня всё было тип-топ, но незаполненный корешок, даже если он у вас сохранился, не прокатил бы.
Насчет корешков мог и забыть где надо номер писать, а где не надо. Давно не ездил.
Действительно, последний раз в Словакии был года четыре назад. Или даже пять, сейчас уже точно не помню.
И что, на заправках нет?
А как ездить?
Ведь ввели же отдельную валюту, отказались от оплаты в роуминге , очередь за дорогами.
А во Франции практически все платные магистрали с ограничением 130 дублируются бесплатными с ограничением 110. Вообще во Франции платными дорогами уже давно не пользуюсь.
В Португалии на многих магистралях оплата по видеофиксации номера машины. С российскими номерами катался бесплатно, общей базы данных нет.
Но это скорее исключение, чем правило.
Ну и потом эти три часа еще по Испании отчасти набираются.
Просто знаки стоят, что дорога платная.

Во Франции почти никакие платные дороги НЕ дублируются дорогами 110 км.
Они дублируются дорогами 80 км/ч (до 2019 года было 90). Есть несколько исключений на сервере Франции, где есть небольшие (!) бесплатные участки по 110, но они не параллельные и по расстоянию 20-50 км всего.
А по подавляющему большинству ключевых (!) направлений во Франции вы или едите по платной 130 - 110 (да, не все платные во Франции 130), или плететесь 80 и проезжаете по ней чертову тучу городков с ограничением 50, а где-то и 30.
Средняя экономия времени на платных дорогах на 200 км пути во Франции составляет 1 час минимум, где-то 1,5 часа. При этом платные дороги очень дорогие и каждый год их цена возрастает. Но если ты куда-то торопишься, или, например, не хочешь тратить из Бордо в Тулузу 4 часа вместо 2ч30м, то приходится, к сожалению выбирать платные варианты.
Отдельная тема - тарификация минивенов.
Я по делам и не в последнюю очередь из-за необходимости затариться, езжу 3-5 раз в год из Швеции в Португалию на MB Viano.
По регистрационным документам и массо-габаритным параметрам это легковой автомобиль.
Если проезжать через "карточный" гейт - автоматика считывает Виану как легковой автомобиль, но если попытаться проехать через "мануальный" гейт, то в 99% случаев оператор корректирует тариф на микроавтобус (существенно дороже) и при этом норовит не дать чек.
Надежный вариант быстро "отмотать кино назад" - включить аварийку, заглушить двигатель, демонстративно включить смартфон на запись (со стабом и внешним микрофоном он особенно нервирует оператора) и с явным удовольствием начать дискуссию. Пока этот приём действует безотказно и тариф быстро корректируется с разной степенью демонстрируемого неудовольствия оператора.
Стоимость использования платных дорог выходит довольно существенной, а для туриста, например, часто экономия часа-полутора не так и принципиальна. Наоборот, если с вестибулярным аппаратом все ОК, то более длинный маршрут может оказаться и преимуществом - больше красивого увидишь по пути (с возможностью остановиться и полюбоваться видами).
Другое дело, если выигрыш по топливу получается очень заметным...
А вообще в Европе платится по-разному в разных местах.
Крытые подземные парковки (или уличные открытые большие, с шлагбаумом) принимают и карты и наличку. И оплата перед выездом.
Если уличная парковка вдоль тротуара, то оплата как правило сразу и талончик с временем финала парковки нужно положить под лобовое стекло. Причем иногда в древних городах (типа Болоньи) в самом центре на узких улицах заколебешься искать паркомат.
Обращайте внимание на платность парковки в зависимости от дня недели, бывает, что в выходные бесплатная парковка вдоль улиц. Правда, место найти проблема:D
А вообще есть разные приложения в разных странах для оплаты парковки. Ищите да обрящете. Привязываются к банк. карте. Удобно, виртуально и ничего искать не нужно. Можно прямо в приложении продлить парковку, доплатив.
Помню еще платный туннель перед Мадридом со стороны Галисии, но там прикольно было его объехать через гору, на перевале красивые виды в обе стороны открывались.
А вот во Франции и Италии часто адекватных альтернатив нет. Или ползи по узкой дорожке через горы и городки, или езжай с ветерком. И цены ого-го, помню за маршрут Австрия-Флоренция-Рим-Венеция-Австрия отдали больше 100 евро (тогда как в Австрии виньетка на 10 дней на все дороги кроме некоторых туннелей - 8 евро), а за маршрут Париж-Руан и Сен-Мало-Париж - 50 евро (между Руаном и Сен-Мало ездили по мелким дорожкам).
UPD: а еще запомнился "испанский обгон". Типа знак 120, тогда можно было превысить на 10%, если я правильно помню (но не в этом суть). И вот, еду я 130 (по GPS), что бы не попасть. И меня выходит обгонять машина, которая едет ровно 132. И медленно-медленно опережает 😄
Вы судя по всему ещё в Швеции не ездили. Обгоны на региональных дорогах местными тошнотами воспринимаются как создание очень опасной ситуации. Для шведских водителей нормально пилить со скоростью 65 по спидометру при ограничении 70...
А как читается испанская буква "J"?
Но в испанском языке есть не менее радостные juez, jueves, julio которые как раз будут хуез, хуевес и хулио.
Есть и не менее приятные для нашего слуха слова типа pista и piso, ну и не забываем про глагол perder.